Что такое кластер?

  • Успешное функционирование развитых компаний, стремящихся к объединению и интеграции своих ресурсов.
  • Стратегическое партнерство томских ВУЗов и предприятий лесного кластера.
  • Наличие квалифицированных трудовых ресурсов в лесной промышленности.

Черные списки поставщиков, налоговая чистка рынка и отраслевой промпарк для производителей мебели

Челнинские мебельщики проголосовали за создание собственной отраслевой ассоциации, необходимой для выживания на рынке. С особой остротой этот вопрос встал после открытия в ОЭЗ «Алабуга» турецкого завода по производству МДФ и ДСП «Кастамону Интегре». Впрочем, как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», республиканской ассоциации мебельщиков турки уже пообещали хорошие льготы. А для «серых» производителей все это, — и создание ассоциации, и турецкая экспансия, — означает «изгнание» из гаражей.

ВЫСТОЯТЬ ПЕРЕД ТУРКАМИ

Вчера в ТПП Набережных Челнов и Закамья прошла встреча мебельщиков города. Председательствовал гендиректор фабрики «Идея комфорта» Иван Шигин, участвовали начальник отдела по поддержке предпринимательства Радмир Беляев и гендиректор ТПП Юрий Петрушин. Собралисьпроизводители мебели (20 директоров предприятий из 34 приглашенных) ради создания при ТПП своей отраслевой ассоциации, которая для палаты станет уже не первой.

— Мы уже объединили в комитеты несколько тысяч автомобилистов-международников, военнослужащих, есть комитет науки и образования, есть другие, — обрисовал ситуацию Петрушин. — Сейчас вы создадите свою ассоциацию, через две недели будет создана аналогичная структура стоматологов, затем на очереди автошколы и так далее. Для чего это нужно? Чтобы решать более масштабные вопросы отрасли, и чтобы получить определенные преференции для членов ассоциаций. Мы со своей стороны готовы предложить защиту вашего бизнеса, в том числе и финансовую — готовы сотрудничать для вас с банками, и работать будем только с теми, которые предлагают самые низкие процентные ставки.

Фактически необходимость объединения именно мебельщиков была осознана на уровне правительства РТ. Для республики это стратегический шаг, направленный на сохранение конкурентоспособности местных производителей перед лицом турецкой экспансии на рынок мебельного сырья. Довести суть этой стратегии до челнинских производителей пытался представитель производителя оборудования ООО «КАМИ-Волга» Рустам Манихов. Но мебельщики пока не восприняли большую экономическую политику в качестве актуальной темы для обсуждений.

В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Манихов так сформулировал суть вопроса:

— Сегодня в Татарстане каждый из мебельщиков сам по себе. Каждый по отдельности не видит будущего, которое уже можно спрогнозировать. Наше будущее — это завод, построенный турками в ОЭЗ «Алабуга» «Кастамону Интегре». В ПФО мебельная промышленность Татарстана наименее развита. По объему промпроизводства нас обгоняет и Ижевск, и Чебоксары, и Ульяновск. Открытие «Кастамону» лишь усугубит ситуацию, поскольку у нас крупных предприятий немного. Первый завод «Кастамону» по производству МДФ откроется 1 октября, и он будет производить 500 тысяч тонн МДФ-плит в год. Полторы тысячи мебельных производств Татарстана освоят, в лучшем случае, процента 3 от их объемов. А у крупных предприятий с такими инвестициями подход известен: 30 — 40 процентов потребления должно быть сосредоточено вокруг источника сырья, остальное экспортируется в регионы. Можно ожидать, что с подачи турецкой стороны придут предприятия, появятся заводы по производству мебели, которые будут потреблять продукцию «Кастамону». У «Хаят Холдинг», в который входит «Кастамону Интегре», заводов много — есть в Италии, в Румынии, и везде вокруг этих предприятий группируются их партнеры-потребители, это обкатанный сценарий.

Тем, кто делает мебель в гаражах, все это неизвестно. Когда появится крупный игрок на их рынке, цена на мебель упадет, и маленькие предприятия не выживут. Поэтому мебельщикам нужно собраться в ассоциацию, чтобы быть в курсе изменений на рынке и иметь время для укрупнения — хотя бы на кооперативных началах с коллегами.

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ ОТ ТПП

В том, что объединение действительно позволит мебельщикам выжить в тени «Кастамону Интегру» и его партнеров, корреспондента «БИЗНЕС Online» заверил председатель ассоциации мебельщиков РТ Максим Сперанский.

— Турки будут делить территорию Татарстана между дилерами, а для прямых поставок понадобиться крупный опт, которого мы не сможем себе позволить. Я сейчас беру по две фуры сырья в день, но даже этого будет недостаточно. Но вопрос прямых поставок с завода «Кастамону» поднял на уровне правительства министр промышленности и торговли Равиль Зарипов. Затем он предложил нам вступить в республиканскую ассоциацию с правом доступа к продукции завода с какими-то приемлемыми для нас объемами. Я стал председателем этой ассоциации. А дополнительные скидки со стороны завода для членов ассоциации явились пожеланием Рустама Минниханова, и турецкие производители подтвердили, что так оно и будет.

Тем не менее, вчера челнинские мебельщики, сосредоточились не на стратегическом, а на насущном — для них важнее, чтобы ассоциация решила сегодняшние проблемы. Да и само создание «профсоюза» требует организационных усилий, поэтому для начала занялись ими. Часть вопросов решили — был избран актив ассоциации из четырех человек: ими стали Шигин, директор мебельной фабрики «Ак Барс» Никип Галимов, директор ООО «Командор-Поволжье» Евгений Севастьянов и директор мебельного салона «Компас» Михаил Муравьев. Председателя мебельщики пока не избрали, но благожелательно встретили предложение Галимова вывести в руководство одного-двух освобожденных специалистов, не занятых в производстве. По такому сценарию ассоциация будет содержать руководителей за счет членских взносов, а те станут представлять интересы мебельщиков в исполкоме и выше.

Логичное председательство Шигина было оспорено им самим. Дело в том, что Петрушин в ходе заседания сообщил об утверждении Шигина в должности зампредседателя правления ТПП Закамья, и новых забот директору «Идеи комфорта» показалось достаточно. Однако пока усилия по объединению коллег координирует он, и заявляет об определенных предварительных результатах. Обосновывая необходимость ассоциации, Шигин привел в пример аналогичную организацию грузоперевозчиков, члены которой имеют скидки на бензин, на резину, особые кредиты. «И мы хотим того же, — объяснил он коллегам, — приходишь к поставщику с бумагой от ТПП, а он дает тебе хорошую цену на поставки».

ПОДЧИСТИМ РЫНОК ЧЕРЕЗ НАЛОГОВУЮ

Перспективы, предложенные Шигиным, всем понравились, но обсуждение все равно склонилось к видимо насущному. Так, решение главного вопроса отрасли — кадрового, увиделось мебельщикам в системном управлении рынком. Галимов обратил внимание на то, что вузы и ссузы города давно уже не выпускают мебельщиков, и стоит обратить на это внимание минобразования.

Коллеги тут же предложили установить единый для всех уровень зарплат работников, чтобы решить проблему миграций между своими предприятиями. Севастьяноввскрыл для диспута еще одну больную тему: рынок мебели разбавлен кустарной продукцией «гаражников» — серых производителей, которые отпугивают качеством клиентуру. Когда сформируются конкретные стимулы для вступления в ассоциацию, сказал Севастьянов, нужно брать в нее не всех. Муравьев усугубил идею, обратив внимание коллег на то, что сертификат качества сегодня покупается через интернет и стоит 12 тыс. рублей. Также мебельщики решили сформировать «черные списки» поставщиков, среди которых есть продавцы некачественного сырья, и в принципе — неблагонадежных партнеров, вечных должников. Пыл аудитории остудил Петрушин, напомнив, что прежде нужно выработать стратегический план действий ассоциации на год: решить вопросы сотрудничества с банками, потом с поставщиками оборудования, и уж затем разобраться с теми, кто мешает работать.

Со стороны исполкома стремление к созданию профильных ассоциаций выразил Беляев, тут же предложив и кое-какую административную помощь. Исполком, по словам Беляева, готов помочь в очистке рынка от серых производителей через налоговую инспекцию. В таком случае, от «белых» мебельщиков, очевидно, потребуется только информация о серых, и вопрос будет решен к общей выгоде собравшихся.

На каждое заседание мебельщики планируют приглашать представителей банков, поставщиков фурнитуры и оборудования, держа в курсе своих дел и чаяний игроков смежных рынков. На данной встрече уже присутствовала представитель «Автоградбанка» Альфия Кашапова, которая пыталась рассказать аудитории о банковских продуктах, однако мебельщики рассудили иначе. Они дадут банку свои техзадания, а тот сформирует подходящую программу кредитования. Первый пункт техзадания производители озвучили в один голос без промедления: сократить время рассмотрения заявки на кредит.

А ПОТОМ ПОСТРОИМ ПРОМПАРК

В комментарии газете «БИЗНЕС Online» Шигин рассказал, что на создании ассоциации дело не остановится — в перспективе он видит строительство отраслевого промпарка для мебельщиков.

— За границей так работают: отводится единая площадка, на которой производят и фурнитуру, и комплектующие, и саму мебель. Такой парк нужен и нам — я думаю, он может расположиться где-то рядом с ОЭЗ, с производителем ДСП «Кастамону Интегре». К примеру, уже скоро, в апреле, начнут закрывать дороги, и мы перед этим закрытием у себя на производстве забиваем каждый свободный метр запасом ДСП. Не очень удобная ситуация. Когда у нас будет ассоциация, мы получим возможность подойти к мэру, к президенту, и попросить землю под промпарк и все остальное. На тему парка мы уже разговаривали с минэкономики РТ, с руководством АИР, такая идея одобряется, хотя пока без конкретики.

Шигин также сообщил, что переговоры с поставщиками оборудования, фурнитуры и игроками прочих смежных рынков дают результаты: кто-то уже предлагает для членов официально пока не созданной ассоциации скидку в 5%, кто-то — в 10%, однако кто именно — уточнять не стал. Не стал уточнять размеры и форматы преференций и присутствовавший на единогласном голосовании за «профсоюз» поставщик оборудования. Манихов сказал, что размеры скидок будут решаться индивидуально и прояснил выгоды поставщиков оборудования от льгот своих потребителей.

— У нас есть четыре основные категории предпринимателей по используемому оборудованию. Одних устраивают китайские станки, вторая ступень — европейские бренды китайской или тайваньской сборки, третья — австрийские, австро-болгарские, итальянские бренды, и вершиной остается оборудование с ЧПУ немецкого или, опять же, итальянского производства. Мы, как станкоторговая компания, занимаемся поставками всех четырех линеек, и у нас есть представительства почти в каждом федеральном округе. В принципе, у нас тоже есть ассоциация, в которой состоят станкопроизводители, которым членство выгодно, потому что они имеют рынок продаж, станкоторговые предприятия, вроде нашего, и образовательный кластер из нескольких университетов… В Татарстане оборудование предлагают восемь крупных организаций. Из них только две оперируют целыми линейками брендов. Сегодня рынок стремится к программируемым станкам, к исключению человеческого фактора. И каждый развивающийся мебельщик, по логике, рано или поздно должен либо прийти к верхней линейке оборудования, либо остаться не у дел. Наши коммерческие и идеологические задачи совпадают — как можно быстрее продвинуть на мебельный рынок верхнюю линейку оборудования. Работая с ассоциацией, мы потеряем что-то на скидках, но зато сможем развивать сервис по обслуживанию техники. Кроме того, если в Татарстане появится мощная база дорогого немецкого оборудования, то республика из аутсайдеров выйдет на один уровень с соседями, а может, и перегонит их. И если ассоциация станет реальной силой, в том числе, и политической, которая способна решать вопросы производства, то почему бы не объединить наши усилия? Интерес к оборудованию у нас общий.

Создание ассоциации челнинских мебельщиков состоялось пока только на словах. Устав организации — дело ближайшего будущего.

Источник: БИЗНЕС Online

Статьи